С возникновения Киевского государства принято отсчитывать начало древнерусского искусства. На протяжении семи веков наравне с церковным и религиозным искусством развивалось народное творчество, ограниченное рамками декоративно-прикладного искусства.
На курсе искусствоведа Глеба Ершова «Древнерусская живопись» вы познакомитесь с историей культуры и искусства с IX до XVII века, с основными художественными и иконописными произведениями.
Расписание: по вторникам, 11:00–14:00
Место: лекторий masters, Левашовский Хлебозавод, Барочная ул., 4А, Санкт-Петербург
Курс проходит в рамках образовательной программы «История искусств».
Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.
Русская икона.
Богословские аспекты иконы. Иконография образов. Место и роль иконы в древнерусской культуре. Иконографическая программа росписи древнерусского храма. Византия и Древняя Русь. Канон в иконописи, роль лицевых подлинников и программы росписей для внутреннего убранства. Символика цвета и света в иконописи.
Домонгольская живопись Древней Руси.
Мозаичное и фресковое убранство Киевской Софии и Михайловского Златоверхого монастыря. Фрески Великого Новгорода и Пскова. Первые русские иконы (Ангел Златые власы, Богоматерь Великая Панагия, Петр и Павел, Устюжское Благовещание, Спас Нерукотворный и др.)
Андрей Рублев.
Русское предвозрождение. Сергий Радонежский и духовный подъем в культуре середины — второй половины XIV века. Андрей Рублев и византийское искусство. Миниатюры евангелия Хитрово. Андрей Рублев и Феофан Грек. Создание иконостаса Благовещенского собора в Московском кремле. Троица Андрей Рублева: богословие и иконография.
Феофан Грек.
Феофан Грек и монументальная живопись Великого Новгрода второй половины XIV века. Фресковые ансамбли церквей Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата, Спаса на Ковалеве. Идеи исихазма в русской культуре и искусстве. Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Икона «Преображение» Феофана Грека.
Древнерусские живописные школы.
Становление центров художественной культуры в XIII — XV веках. Особенности иконографии, стиля, техники письма. Московская, Новгородская, Псковская, Тверская, Ростовская, Вологодская школы живописи. Феномен «северных писем». Связь с литературой и фольклором.
Дионисий.
Дионисий и расцвет живописи Московской руси середины XV — начала XVI веков. Росписи собра Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Иконы Дионисия (мтрополитов Петра и Алексея, «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «распятие», «Сошествие во ад». Круг Дионисия.
Живопись XVII века.
Строгановская школа иконописи конца XVI – первой половины XVII веков. Симон Ушаков и мастера московской оружейной палаты. «Слово об иконописи» Ушакова. Церковный раскол в древнерусской культуре и искусстве. Фресковые ансамбли церквей Москвы, Ростова, Звенигорода, Ярославля, Романова- Борисоглебска, Костромы.